Мало места на диске

Ключ
Эта строка удалена.
Это слово было удалено. Это слово было добавлено.
Эта строка добавлена.

Изменения (19)

просмотр истории страницы
h1. Корневой раздел переполнен логами
{toc:maxLevel=3}

h1. Почему так получилось и как починить

Ошибка возникает если на одном из разделов занято более 85% пространства.

h2. Общая методика поиска причины и решения

# Проверяем, какой раздел заполнен:
{code:title=Команда}df -h | grep -wE '/|/mnt'{code}
{code:title=Вывод}
Filesystem Size Used Avail Use% Mounted on
/dev/sda1 3,7G 1,9G 1,6G 55% /
/dev/sda2 14G 6,7G 6,3G 52% /app
/dev/sda3 13G 1,4G 11G 12% /mnt/backup
/dev/sda4 1,9G 36M 1,7G 3% /mnt/etc
/dev/sda5 53G 47,2G 5.8G 89% /mnt/var
/dev/sda6 8,2G 4,3G 3,6G 55% /mnt/log
/dev/sdb1 394G 140G 234G 38% /mnt/stat
/dev/sdb1 394G 140G 234G 38% /app/collector/mnt/var/stat
{code}
Видно, что заполнен раздел /dev/sda5 с логами.
{panel}
/dev/sda5...................53G...47,2G.....5.8G....{color:red}*89%*{color}..{color:red}*/mnt/var*{color}
{panel}
# Теперь нужно узнать, какие именно данные заполняют раздел. Запускаем команду подсчёта объёма и двигаемся вглубь файловой системы:
{code:title=Команда подсчета места на разделе log}du -scxh /mnt/log/app/* | sort -h{code}
{code:title=Вывод}
7,4M /mnt/log/app/monitoring
15M /mnt/log/app/auth
70M /mnt/log/app/xge
81M /mnt/log/app/asr_cabinet
91M /mnt/log/app/base
129M /mnt/log/app/asr_fiscal
130M /mnt/log/app/collector
2,0G /mnt/log/app/asr_billing
2,5G total
{code}
Видно, что больше всего места занято в папке *asr_billing*, продолжаем углубляться:
# Двигаемся вглубь файловой системы, ищем что конкретно съедает место:
{code:title=Команда подсчета места папки asr_billing на разделе log}du -scxh /mnt/log/app/asr_billing | sort -h{code}
И так далее...
# После того, как найдены данные, которые занимают диск, их необходимо перенести на другой носитель. Или подключить дополнительный диск для их хранения. Для раздела с логами это можно сделать по статье [CarbonBilling:Добавление диска под логи].

{info}
В данном примере рассмотрено переполнение раздела с логами (журналами работы служб)
{info}

h2. На каких разделах что хранится, что можно удалять, а что лучше оставить

h3. /mnt/var, /mnt/stat

Наиболее частой проблемой является заполнение раздела */mnt/var* (либо */mnt/stat*), а именно каталога */mnt/var/app/collector/var/stat/binstat/*. Решение описано в [следующей статье|CarbonBilling:Добавление диска под статистику].

h3. /mnt/log
При заполнении раздела */mnt/log*, наиболее верным решением будет выполнить команды head и tail на проблемный файл и приложить полученный вывод в новую, либо автоматический созданную по данной проблеме заявку на портале [HelpDesk|http://helpdesk.carbonsoft.ru/login.php] и сообщить о проблеме в техподдержку по телефону.
Если явно больших файлов лога не обнаружено, вероятно у вас просто слишком маленький раздел под логи. [Добавьте места|CarbonBilling:Добавление диска под логи].

h3. /mnt/backup
Если забит раздел /mnt/backup - просто очистите старые бэкапы, исследовав структуру каталогов программой *du*. В случае если проблема с разделом восникает часто, вероятно Вам следует [добавить места под бэкапы|CarbonBilling:Добавление диска под бэкапы]

h3. /mnt/etc
В случае заполнения раздела */mnt/etc* обратитесь в техподдержку.

h3. /mnt/db
Если Ваша аппаратная платформа соответствует нашим [системным требованиям|Системные требования], вероятность заполнения раздела в обозримом будущем крайне мала, так как под раздел выделяется не менее 100Гб места (при диске 1Тб и более).

Возможно место занято содержимым этих папок:

- */mnt/db/app/asr_billing/db/notstopped*
В папке сохраняются базы, поврежденные в результатате некорректного завершения работы сервера. Вы можете попробовать достать из них потерянные данные или восстановить целиком, воспользовавшись услугами специалистов, занимающихся восстановлением баз данных или информацией доступной в документации Firebird.
- */mnt/db/app/asr_billing/db/safemode*
В папке сохраняются базы, работа которых была завершена корректно, их можно восстановить в работу. Впоследствии содержимое папки можно очистить.

h3. / (корневой раздел ОС)
Проверьте что место не занято в результате установки стороннего ПО или выполнения каких-либо скриптов, например, при выполнении заданий, добавленных в cron, либо в процессе работы на сервере в пользовательской директории (/root, /home).

h3. Проверка crontab для всех пользователей

Для вывода задач для всех пользователей нужно взять список пользователей в системе из /etc/passwd и сделать для каждого пользователя crontab -u USERNAME -l, то есть:
for user in $(cut -d':' -f1 /etc/passwd); do crontab -u $user -l; done


h1. Примеры решения проблем

h2. Переполнен разделы с логами /mnt/log или папка /var/log

h3. Корневой раздел переполнен журналом авторизации

Проблема встречается на Softrouter и XGE при интеграции с Carbon Reductor: фильтр выгружает списки заблокированных IP-адресов по ssh и каждая авторизация фиксируется в логе /var/log/secure, от этого он достаточно быстро разрастается.
Проверьте файлы /var/log/secure:
{code}du -scxh /var/log/secure*{code}
Если файлы достаточно объёмны (сотни мегабайт и более), значит это Ваша ситуация.
Её можно решить, добавив компрессию при ротации логов, для этого измените файл */etc/logrotate.d/syslog*, добавив туда строки *nodelaycompress* и *compress*:
{code}/var/log/cron
/var/log/maillog
}{code}

h1. Закончилось место на раделе log
h3. Очень большой объем занимает файл /var/log/messages

При работе биллинг отправляет команды на оборудование. При этом лог команд ведётся для каждого абонента в отдельности. При большом колличесве абонентов это может привести к заполнению раздела /mnt/log . Так же при диагностике сервера может выводиться сообщение:
Чаще всего данный файл переполняется из-за службы named, используемой в Softrouter, которая отвечает за обработку DNS-запросов.
*Пример №1*
Некорректно указаны настройки проверки сайтов опции dnssec.
{code}
Jun 10 13:56:10 billing_aido_ru named[12258]: error (broken trust chain) resolving 'a.root-servers.net/A/IN': 192.58.128.30#53
Jun 10 13:56:10 billing_aido_ru named[12258]: validating @0x7f7f61d6ff00: sl DNSKEY: bad cache hit (sl/DS)
Jun 10 13:56:10 billing_aido_ru named[12258]: error (broken trust chain) resolving 'sl/ANY/IN': 45.83.41.38#53
{code}
Для решения проблемы требуется проверить настройки службы named по [документации.|xge:DNS-сервер (named)]

*Пример №2*
Абонентский маршрутизатор 10.100.2.151 пересылает запросы к своим внутренним пользователям из локальной сети 192.168.0.*
{code}
Jun 8 12:21:28 localhost named[9405]: client 10.100.2.151#46217: RFC 1918 response from Internet for 194.0.168.192.in-addr.arpa
Jun 8 12:21:28 localhost named[9405]: client 10.100.2.151#34736: RFC 1918 response from Internet for 41.0.168.192.in-addr.arpa
{code}
Чтобы отключить логирование данных записей, необходимо в настройках службы */app/xge/etc/named.conf* обозначить зону частных ip-адресов согласно RFC1918. Для этого требуется указать опцию *empty-zones-enable yes;* , перезапустить службу и переопределить файл конфигурации [по инструкции.|CarbonBilling:Изменение системных файлов]

h3. Логи carbon_update

Логи carbon_update_autoupdate.log и carbon_update_download.log не ротируются, поэтому со временем их размер может достигать более 500 Мб. При заполнении корневого раздела эти логи можно удалять.

h3. Файлы carbon_install

Размер папки /carbon_install/ на корневом разделе может достигать более 4 Гб, это отнимает существенную часть места на корневом разделе. Файлы создаются и используются при установке, следовательно, можно удалять.

h3. Корневой раздел заполнен чем-то ещё

Если объём жесткого диска соответствует [системным требованиям|CarbonBilling:Системные требования], корневой раздел будет иметь объём 9,5G, из них сразу будет заполнено приблизительно 5,4G, свободно 3,7G (60%)
Со временем занято будет приблизительно 75-80%

Если у Вас больше 85%, скорей всего это создаст автозаявку в портале Helpdesk или помешает как-то ещё.

Чтобы понять, куда ушло место, воспользуйтесь этими рекомендациями:

# Смонтируйте корневой раздел в отдельную папку и используйте на ней утилиту df -sch. Это нужно из-за сложной системы монтирования папок и файлов в контейнерах:
{code:title=Команда}root_dev_file=$(df -h / | grep -v Filesystem | awk '{print $1}'); temp_root="/mnt/root_space_incident_$(date +%Y-%m-%d)"; mkdir $temp_root; mount $root_dev_file $temp_root; du -sch $temp_root/* | sort -h{code}
{code:title=Приблизительный вывод}
0 /mnt/root_space_incident_2020-07-15/10
4,0K /mnt/root_space_incident_2020-07-15/app
4,0K /mnt/root_space_incident_2020-07-15/dev
4,0K /mnt/root_space_incident_2020-07-15/home
4,0K /mnt/root_space_incident_2020-07-15/media
4,0K /mnt/root_space_incident_2020-07-15/opt
4,0K /mnt/root_space_incident_2020-07-15/proc
4,0K /mnt/root_space_incident_2020-07-15/selinux
4,0K /mnt/root_space_incident_2020-07-15/srv
4,0K /mnt/root_space_incident_2020-07-15/sys
16K /mnt/root_space_incident_2020-07-15/lost+found
36K /mnt/root_space_incident_2020-07-15/mnt
724K /mnt/root_space_incident_2020-07-15/tmp
732K /mnt/root_space_incident_2020-07-15/root
5,9M /mnt/root_space_incident_2020-07-15/bin
18M /mnt/root_space_incident_2020-07-15/sbin
22M /mnt/root_space_incident_2020-07-15/lib64
40M /mnt/root_space_incident_2020-07-15/etc
53M /mnt/root_space_incident_2020-07-15/boot
165M /mnt/root_space_incident_2020-07-15/var
179M /mnt/root_space_incident_2020-07-15/lib
501M /mnt/root_space_incident_2020-07-15/usr
4.0K /mnt/root_space_incident_2020-07-15/carbon_install
900M total
{code}
# Здесь всё корректно.
Если какие-то папки занимают существенно больше места, чем в этом выводе - вероятно, они и являются источником проблемы.
# Пройдите дальше по папкам с командой *du -sch*, например для папки var:
{code}du -sch /mnt/root_space_incident_2020-07-15/var/*{code}
# Когда найдёте источник проблемы, очистите место

h3. Логи /var/log/secure и /var/log/btmp
Во время работы системы могут расти файлы логов. Периодически они ротируются, но бывают ситуации, когда они растут довольно быстро. Например при попытке несанкционированного доступа растут логи *secure* и *btmp* в каталоге log. Отличие от предыдущего примера в том, что авторизации проходят с разных IP адресов, так же различаются логины. Пример:
{code}
# ll -h /var/log/secure
-rw------- 1 root root 156M Апр 17 18:51 /var/log/secure
# ll -h /var/log/btmp
-rw------- 1 root utmp 435M Апр 17 18:51 /var/log/btmp
{code}
Просмотреть, кто пытался подключиться можно командами:
{code}
# last -f /var/log/btmp | head
{code}
{code}
# tail /var/log/secure
{code}
Для решения проблемы нужно ограничить доступ до сервера по [статье|Обзор безопасности].


h3. Слишком много файлов на диске с логами

При работе биллинг отправляет команды на оборудование. При этом лог команд ведётся для каждого абонента в отдельности. При большом количестве абонентов это может привести к заполнению раздела /mnt/log . Так же при диагностике сервера может выводиться сообщение:
{code}
Мало свободных inode
{code}

# Просмотрите размер раздела /mnt/log
{code}
df -h | grep log
/dev/sda7 14G 5,8G 7,0G 46% /mnt/log
{code}
#Оцените сколько места занято логами учётных записий
# Оцените, сколько места занято логами учётных записей
{code}
du -scxh /app/asr_billing/var/log/abonents
272M /app/asr_billing/var/log/abonents
{code}
#Удалите логи, которые стараше 30-ти дней
# Удалите логи старше 30 дней
{warning:title=Используйте команду в точности как написано ниже!}
Настоятельно не рекомендуем вносить изменение в команду удаления логов, так как это может привести к неработоспособности системы в целом.
{code}
find /app/asr_billing/var/log/abonents/ -amtime +30 -type f -delete
{code}

{warning}
Настоятельно не рекомендуем вносить изменение в команду удаления логов, так как это может привести к неработоспособности системы в целом.
{warning}