1. Организационная готовность оператора к оказанию услуг связи

Skip to end of metadata
Go to start of metadata
Вы просматриваете старую версию данной страницы. Смотрите текущую версию. Сравнить с текущим  |   просмотр истории страницы

На многие вещи РосКомНадзор может «закрыть глаза», однако это не избавляет вас от необходимости все их выполнять.
Понятие «организационная готовность» подразумевает выполнение оператором связи определенных требований, установленных как отраслевыми, так и общими нормами. Обеспечение организационной готовности оператора связи не связано прямо с вводом в эксплуатацию конкретного объекта связи и распространяется на всю производственную деятельность предприятия. Многие из требований к операторам связи одинаковы для всех субъектов экономической деятельности, связанной с эксплуатацией технических средств.

Ряд организационных требований, предъявляются специально к операторам связи, и соблюдение их проверяется органами РосКомНадзора как при вводе в эксплуатацию отдельных сооружения связи, так и при осуществлении общего контроля лицензируемой деятельности. При этом РосКомНадзор вправе выдать предписание об устранении недостатков и (или) запретить ввод в эксплуатацию объекта связи до устранения недостатков, указанных в соответствующем предписании. Более того, неисполнение предписания в установленный срок влечет административную ответственность согласно ст. 19.5 КоАП РФ.
Рассмотрим отдельно общие и специальные организационные требования к операторам связи, соблюдение которых проверяется органами РосКомНадзора:

А. Общие организационные требования

1. Соблюдение норм и правил охраны труда и техники безопасности.

Наличие инструкций по технике безопасности в местах, доступных для ознакомления персоналом. Наличие заполненных журналов инструктажа сотрудников, средств индивидуальной защиты, специальной одежды и обуви. Прохождение сотрудниками обучения в области охраны труда и техники безопасности в специализированных учебных организациях, наличие соответствующих удостоверений, в том числе о присвоении квалификационных групп по технике электробезопасности.
Мероприятия в области охраны труда и техники безопасности традиционно вызывают сильное раздражение руководителей операторов связи. Многие, и не без основания, говорят, что соблюдение всех правил техники безопасности и работа предприятия есть вещи несовместные. Однако пренебрежение элементарными правилами безопасности нередко влечет поражения электрическим током, падение с высоты, отравление метаном в подземных сооружениях и другие крайне неприятные последствия. Более того, если на предприятии не организована работа в области охраны труда, сотрудники не прошли соответствующего обучения и инструктажа, то любой случай гибели или увечья сотрудника предприятия может повлечь уголовную ответственность руководителя предприятия. Таким образом, сравнительно небольшие затраты, необходимые для обучения персонала (или, зачастую, просто оформления «корочек») можно считать инвестициями в спокойный сон руководителей предприятий.
Зачастую операторы затрудняются предоставить РосКомНадзору документы, подтверждающие профессиональную квалификацию сотрудников. Для подтверждения профессиональных знаний и навыков сотрудников целесообразно организовать внутреннюю аттестационную комиссию, которая назначается приказом руководителя оператора связи. Председателем комиссии обычно назначается главный инженер или технический директор оператора.
Наличие внутренней аттестационной комиссии полностью устраняет проблему допуска сотрудников к самостоятельной работе и позволяет обойтись без всякого рода «сертификатов», юридический статус которых более чем сомнителен. (Например, производители оборудования не имеют лицензий на осуществление образовательной деятельности и выдаваемые ими сертификаты юридически не являются документами об образовании).

2. Соблюдение правил эксплуатации электроустановок.
(Проверяется как РосКомНадзором, так и Госэнергонадзором, при этом заключение Госэнергонадзора имеет большую юридическую силу). Требуется наличие проектной документации на электроустановку, согласованной с энергоснабжающей организацией и Госэнергонадзором, а также Акта допуска электроустановки к эксплуатации, протоколов измерений параметров заземления, изоляции и потерь мощности. Квалификационные группы по электробезопасности, присвоенные персоналу, должны соответствовать служебным обязанностям. Лицо, ответственное за электрохозяйство предприятия должно назначаться специальным приказом руководителя оператора связи. Полный перечень требований к организации эксплуатации электроустановок содержится в действующей редакции
«Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей», введенных в действие нормативными документами Государственного энергетического надзора России.

3. Соблюдение правил пожарной безопасности.
Требования к обеспечению противопожарных мероприятий определяются нормативными документами Государственной противопожарной службы МЧС России. Выполнение указанных требований зачастую весьма затруднительно как по экономическим, так и по техническим причинам. В частности, установка автоматической системы газового пожаротушения в помещениях узлов связи формально обязательна, поэтому обычно операторы связи ограничиваются установкой самосрабатывающих огнетушителей. Заключение Государственной противопожарной службы, которого более чем достаточно для предъявления РосКомНадзору. Практика показывает, что оформление заключений ГПН есть в основном продукт договоренности с уполномоченными сотрудниками Государственной противопожарной службы. С другой стороны, СН 512-78 указывает, как можно избежать серьезных вливаний.

4. Соблюдение санитарных норм и правил.
Основной задачей является аттестация рабочих мест по уровню освещенности, шума, достаточности площади и т.д. Аттестация производится органами Государственного санитарно-эпидемиологического надзора (ЦГСЭН) и представляет собой трудоемкий процесс, требующий довольно значительных инвестиций. На первом этапе можно ограничиться оформлением заключения ЦГСЭН о пригодности помещений для эксплуатации узлов связи.

5. Соблюдение единства средств измерений.
Использование измерительного оборудования, включенного в государственный реестр средств измерений, наличие действующих свидетельств о государственной поверке, период проведения которых определяется технической документацией на соответствующую аппаратуру. Необходимо утвержденное руководителем предприятия положение о метрологической службе, приказа о назначении главного метролога. (При отсутствии на предприятии средств измерений либо наличии договора на метрологическое обеспечения сторонней организацией не требуется положение о метрологической службе и предоставлении документов на метрологическое оборудование).

6. Формализация работы персонала.
Наличие штатного расписания, трудовых договоров (контрактов) и должностных инструкций, утвержденных руководителем предприятия. Одновременно с подписанием трудового договора, сотрудник знакомится с должностной инструкцией и подписывает ее в графе «ознакомлен». Вообще, проверка соблюдения трудового законодательства не входит в компетенцию РосКомНадзора (это функция Гострудинспекции), однако проще выполнить данный пункт, чем спорить с инспектором. Допуск сотрудника к самостоятельной работе осуществляется распоряжением руководителя оператора на основании сведений о прохождении инструктажей по технике безопасности и охране труда, а также решения внутренней аттестационной комиссии о соответствии знаний и навыков сотрудника производственно-техническим нуждам предприятия. Все инструктажи и аттестацию желательно проводить в течение испытательного срока сотрудника.


7. Организация делопроизводства и документального оборота.
Бюрократию можно любить или ненавидеть, но правильная организация делопроизводства есть непременное условие легализации деятельности любой компании.


Б. Специальные организационные требования

1. Договорные отношения с операторами взаимодействующих сетей.
Согласно ст. 18 ЗоС, присоединение сетей электросвязи общего пользования осуществляется на основании договоров о присоединении. Заключение договоров о присоединении обычно производится операторами на основании Технических условий (Условий присоединения), которые выдаются оператором присоединяющей сети. Условия присоединения должны содержать все существенные условия договора о присоединении сетей связи согласно п. 3 ст 18 ЗоС и п. 3 ст. 19 ЗоС. Операторы, занимающие существенное положение в сети связи общего пользования (согласно ст. 2 ЗоС - располагающие 25% от ресурса нумерации, монтированной емкости или пропущенного трафика на территории данного региона), обязаны в семидневный срок опубликовать условия присоединения в качестве публичной оферты. Условия присоединения должны соответствовать правилам присоединения, которые утверждаются Правительством России.

2. Договорные отношения с абонентами (пользователями) услуг связи оператора.
Следует отличать договоры с абонентами – юридическими лицами и абонентами – физическими лицами. Согласно ст. 45 ЗоС, договор с абонентом - физическим лицом является публичным договором, то есть оператор не вправе вводить особые условия предоставления услуг связи для конкретного абонента. Тарифы оператора для физических лиц должны быть утверждены приказом руководителя оператора связи. Правила оказания услуг связи утверждаются Правительством России. Кроме того, приказом руководителя оператора должен быть утвержден порядок предоставления бесплатной связи для вызова экстренных служб и порядок предоставления льгот, предусмотренных действующим законодательством.

3. Законные права пользования помещениями, зданиями и сооружениями.
Документы, подтверждающие право оператора на пользование офисными и технологическими помещениями. Такими документами являются свидетельство о государственной регистрации права собственности либо договор аренды помещений. Надо заметить, что договор аренды недвижимого имущества, заключаемый на срок более одного года, подлежит обязательной государственной регистрации (ст. 651 ГК РФ).

4. Организация технической эксплуатации сети связи.
Общее требование к организации эксплуатации сети связи – обеспечение надежности и оперативного устранения неисправностей, учет жалоб абонентов и контроль устранения причин жалоб и претензий. Для некоторых объектов и технических средств связи установлен особый порядок эксплуатации, например – таксофоны, РЭС и т.п. Вам необходимо как минимум завести два журнала – учет неисправностей оборудования и второй - учет жалоб абонентов.
Выполнение всех организационных и организационно-технических мероприятий потребует от вас проведения серьезной работы по разработке множества внутренних правовых актов, инструкций, журналов и реестров, а также довольно значительных инвестиций в организационную структуру предприятия, приобретение средств индивидуальной защиты и спецодежды и т.д. Поскольку общие организационные требования не связаны напрямую со сдачей узла, то и выкладывать образцы таких документов я не стану. Это возможно, но в индивидуальном порядке.
Тем не менее, аккуратное выполнение организационных требований позволит с одной стороны избежать претензий и штрафов со стороны различных надзорных органов, а с другой стороны избежать затрат времени и сил на судебные разбирательства. Кроме того, в случае чрезвычайных происшествий или несчастных случаев (что, увы, случается), аккуратное следование правилам организации производственной деятельности поможет сократить или значительно уменьшить глубину взаимоотношений с органами прокуратуры и милиции.
Сократить затраты на организацию технической эксплуатации можно путем заключения договора со сторонней организацией. При этом не требуется
приобретение средств измерений, создание бригад по техническому обслуживанию и оперативному ремонту линейных сооружений и, соответственно, приобретение средств индивидуальной защиты и спецодежды.
Сократить затраты на санитарное и противопожарное оснащение можно путем непредставления соответствующих заключений инспектору РосКомНадзора, благо приказ 113 не предусматривает проведение проверки наличия всех этих документов. В то же время, инспектор обязан проверить пункт лицензии Минсвязи, обязывающий оператора к соблюдению действующего законодательства, так что формально инспектор имеет право затребовать у оператора соответствующие документы, а в случае их отсутствия выдать соответствующее предписание. Срочное оформление заключений ГПН и ЦГЭСН потребует больших усилий и еще больших затрат.

2. Сбор и составление необходимых документов для РосКомНадзора
Вы закупили все необходимое оборудование, согласовали СОРМ, направили письмо о начале строительства. Смонтировали всё оборудование.
Документы, которые необходимо предоставлять в РосКомНадзор обозначены в Приказе №113.
В ходе работы приемочной комиссии представители УГНСИ проводят обследование сооружения связи, выполняют необходимые измерения и проверяют у заявителя (оператора) наличие следующих документов:

  • лицензии на осуществление деятельности по оказанию услуг связи;
  • первичных документов, подтверждающих соответствие выполненных работ и применяемого оборудования установленным требованиям (паспортов, сертификатов соответствия системы сертификации "Связь" либо их копий, заверенных держателем сертификата или Органом, выдавшим сертификат, либо знака соответствия системы сертификации "Связь" на средствах связи и технических паспортах на них). (Если нет сертификатов – смотрите декларацию);
  • утвержденной проектной документации (ПД) и заключения государственной экспертизы проекта. При этом ПД должна быть разработана юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем), имеющим право на выполнение соответствующих проектных работ, и утверждена с учетом замечаний экспертизы проекта. Для сооружений связи, указанных в приложении "А", в качестве ПД допускается использовать типовые проекты или заводские инструкции (техническую документацию производителя оборудования) и утвержденные оператором (заказчиком) схему соединений и спецификацию сооружения связи, содержащие сведения о назначении, составе средств связи, условиях эксплуатации и технических характеристиках сооружения связи. Экспертиза проектов, обследование и проведение измерений для сооружений связи, указанных в приложении "А", не требуется;
  • утвержденного акта (протоколов) по результатам испытаний сооружения связи, проведенных оператором до предъявления его к приемке в эксплуатацию, на соответствие нормативным документам Минсвязи России, а при их отсутствии - технической документации производителя оборудования;
  • комплекта эксплуатационной документации на сооружение, включая инструкции по эксплуатации средств связи;
  • документов, подтверждающих подготовку специалистов для работы на оборудовании, входящем в состав сооружения, в том числе знание ими правил технической эксплуатации, техники безопасности и охраны труда (если для эксплуатации средств связи предусматривается обслуживающий персонал);
  • договора между операторами на присоединение к соответствующей сети связи (если это требуется в соответствии с действующими нормативными правовыми документами);
  • перечень средств измерений, предусмотренных инструкциями по эксплуатации, и сведений об их поверке;
  • документов, подтверждающих организацию мероприятий по внедрению СОРМ (в случаях, установленных действующими нормативными правовыми документами).
    На этом этапе Вы должны собрать все паспорта, сертификаты какие только есть на ваше установленное оборудование, все учредительные документы, договоры аренды. Подготовить договоры с юридическими и физическими лицами, журнал учета писем, обращений и жалоб пользователей, журнал учета неисправностей оборудования.
    Даже если у вас что-то не хватает – это не страшно. РосКомНадзор имеет право запросить недостающие документы в рабочем порядке и определить срок, когда вы должны их предоставить.


Введите метки, чтобы добавить к этой странице:
Please wait 
Ищите метку? просто начните печатать.