Время выполнения инструкции: 10-20 минут на первичную проверку, далее - зависит от сложности проблемы |
Настройка
В большинстве случаев, для сохранения статистики достаточно стандартных настроек NAS и биллинга. Проверьте настройки:
- Должны быть включены опции collector:
- Включить сбор статистики - служба сбора статистики.
- Отправлять агрегированную статистику на Биллинг - в биллинге появится возможность подсчитывать объём трафика.
- Включить bstatd для детальной статистики (снято с поддержки) или Сохранять сырую статистику в формате nfcapd для анализа nfsen - для сохраниния детализации по посещённым ресурсам.
- Создайте NAS
Биллинг принимает статистику только c IP-адресов внесённых в фаервол. Можно добавить адреса несколькими способами:- Адреса автоматически добавляются при создании NAS-серверов интернет.
- Можно добавить "пустой" NAS по инструкции Пользовательская схема, укажите нужный IP.
- Добавьте разрешения в фаервол через в ручную с помощью хука
#!/bin/bash if [ "$1" = "/etc/init.d/firewall" -a "$2" = start ]; then iptables -I nas_clients -s 10.0.1.7/32 -p udp -m udp --dport 9996 -j ACCEPT iptables -I nas_clients -s 10.0.2.200/32 -p udp -m udp --dport 9996 -j ACCEPT fi exit 0
- Настройте netflow на NAS
В каждой cтандартной схеме описана настройка netflow. Укажите IP адрес биллинга и порт(по умолчанию 9996). Загрузите конфигурацию на оборудование. Дополнительно можете ознакомиться:- Mikrotik
Cтатья в официальной документации. - Cisco
Стандартная схема Cisco-ISG - IPoE и PPPoE написана для версии IOS 12. Настройка на версии IOS 15 и выше описана в заметках.
- Mikrotik
Проверка netflow-потоков
Биллинг учитывает и добавляет в расход трафик только по абонентам с активными услугами трафика. Исключение, опиция: "Деактивировать, если текущий баланс превысил лимит". |
Если в расходе абонента трафик не появляется, проверьте следующее:
- В первую очередь, убедитесь что коллектор включен:
Команда
grep nf_collector.enabled\' /app/collector/cfg/config
Выводapp['nf_collector.enabled']='1'
В примере - коллеткор включен.
Если будет "0", значит коллектор выключен. Включите его в настройках коллектора, опция "Включить сбор статистики" - Сгенерируйте трафик на хосте абонента. Просмотрите с помощью tcpdump с каких IP-адресов приходит netflow.
- NAS может отсылать IP пакеты с разных локальных IP адресов. Проверьте, что netflow поток приходит с верного адреса.
Команда для проверки
tcpdump -pnni any udp port 9996 -c 100 2>/dev/null| cut -d ' ' -f 3 | sort -u
Результат выполнения команды................... 10.0.0.10.9996 10.0.0.20.9996
В примере на биллинг netflow поток приходит с двух NAS: 10.0.0.10.9996 и 10.0.0.20.9996 порт источника 9996.
- Убедитесь, что по всем этим адреса в биллинге заведены NAS интернет - биллинг принимает netflow только с известных ему адресов маршрутизаторов.
- NAS может отсылать IP пакеты с разных локальных IP адресов. Проверьте, что netflow поток приходит с верного адреса.
- Если IP NAS корректный, проверьте IP адреса на сервере биллинга. Адрес назначения netflow потока должен быть на одном из интерфейсов.
- В предидущем примере поток пришел на адрес:
10.0.0.1
- Посмотрите список IP-адресов биллинга, на который он будет принимать netflow:
Команда
ip -4 a | grep inet | grep -vE '169.254|127.0.0.1|10.128.0.1' | sed 's/ inet*//g; s/\/.*//g'
Пример вывода10.90.185.127 10.0.0.1
- В предидущем примере поток пришел на адрес:
- Убедитесь что биллинг слушает порт netflow(по умолчанию 9996).
Команда
netstat -apn | grep 9996
Выводudp 0 0 127.0.0.1:56761 127.0.0.1:9996 ESTABLISHED 6716/sflowtool udp 0 0 0.0.0.0:9996 0.0.0.0:* 6640/nfcapd
- Если все адреса есть и порт доступен, проверьте что в netflow есть ненулевые данные в трафике. Это удобней всего делать с помощью tshark.
Установите wireshark
yum install -y wireshark
Аргументы команды tshar:
i eth0 - интерфейс биллинга, на который приходит netflow port 9996 - порт netflow host 10.0.0.10 - IP адрес маршрутизатора
Запустите tsharktshark -nnVi eth0 port 9996 and host 10.0.0.10 -c 1 | egrep 'Packets|Octets' | sort | uniq
Вывод должен быть приблизительно таким:
Running as user "root" and group "root". This could be dangerous. Capturing on eth0 1 packet captured Octets: 101 Octets: 126 Octets: 1260 Packets: 11 Packets: 2 Packets: 6
Должны быть ненулевые Octets
- Проверьте, что был захвачен как входящий, так и исходящий трафик.
tshark -nnVi eth0 port 9996 and host 10.0.0.10 -c 100 | grep -E 'Addr|Octets'
В примере вывода команды видно, что от адреса 91.211.93.128 к адресу 10.0.0.194 передано 349 Octets(байт).
SrcAddr: 91.211.93.128 (91.211.93.128) DstAddr: 10.0.0.194 (10.0.0.194) Octets: 349
- Если Octets ненулевые, убедитесь что трафик проходит IPTABLES по правилу для IP Вашего NAS:
iptables -nvL nas_clients | grep 9996
- Если трафик проходит IPTABLES, повысьте уровень логирования коллектора netflow до уровня DEBUG в настройках коллектора и посмотрите есть ли данные в логе nf_collector, убедитесь что он отсылает их в /app/collector/var/dump и /app/collector/var/stat/raw
- Если в /app/collector/var/dump файлов нет, а в /app/collector/var/stat/raw что-то есть, проверьте лог /app/collector/var/log/nf_collector.log - там должны быть записи такого вида:
Mon Apr 13 15:20:05 2020 [8919] user_data_calc(393): id: 1410 ip=10.100.1.125
Где ID: 1410 - это ID учётной записи, а 10.100.1.125 - назначенный ей IP-адрес.
- Если трафик прошел фаервол, но /app/collector/var/log/nf_collector.log пустой, проверьте что коллектор настроен на обработку нужного типа Netflow.
Посмотреть тип Netflow, который приходит с NAS можно с помощью tshark, 10.20.30.40 - это IP NAS, укажите Ваш:tshark -nnVi any port 9996 and host 10.20.30.40 -c 1 2>&1 | grep -E 'Cisco NetFlow/IPFIX' -A1
Для разных типов Netflow должны быть следующие настойки сохранения сырой статистики
- Version: 5: Отключен "Использовать NAT в Netflow v9", Отключен "Обрабатывать дополнительные параметры IPFIX"
- Version: 9: Включен "Использовать NAT в Netflow v9", Отключен "Обрабатывать дополнительные параметры IPFIX"
- Version: 10 (IPFIX): Включен "Использовать NAT в Netflow v9" Включен "Обрабатывать дополнительные параметры IPFIX"
Для NetFlow версии 9 / 10(IPFIX) отсутствует возможность тарифицирования трафика подробнее описано в статье
- Если все записи только по адресу 0.0.0.0 - возможны два варианта:
- Проверьте что на тестовом хосте настроен именно тот IP что назначен в учетной записи
- Проверьте файл /app/collector/mnt/var/lib/collector/users.csv: есть ли там IP-адреса и какие.
Несколько полезных команд которые могут попочь в диагностике этой проблемы:По каким IP приходила информация в nf_collector среди последних 100000 строкtail -n 100000 /app/collector/var/log/nf_collector.log | grep 'ip=' | awk '{print $10}' | sort | uniq
Посмотреть есть ли вообще что-то в users.csv и что именноll /app/collector/mnt/var/lib/collector/users.csv && cat /app/collector/mnt/var/lib/collector/users.csv
Посмотреть какие пароли к API коллектора указаны в конфигурационных файлахgrep collector.psw /app/asr_billing/cfg/config /app/collector/cfg/config
Убедиться что пароли совпадают: вывод должен быть "1"grep $(grep collector.psw /app/asr_billing/cfg/config | sed "s/.*=//g; s/'//g") /app/collector/cfg/config -c
- Если данные отправляются и с IP в учетке и на хосте все хорошо, проверьте что запущен traf_reporter и он отсылает данные в биллинг по логу:
/app/collector/var/log/reporter.log
- Если все прочие проверки прошли, убедитесь что timestamp в netflow в настоящем времени. Например, ниже приведён вывод снифера с сожержимым пакета, по которому видно что NAS присылает информацию по трафику в прошлом времени:
tshark -nnVi eth0 port 9996 -d udp.port=9996,cflow -c 1 -w testnf9.pcp | egrep 'Cisco NetFlow/IPFIX' -A10 tshark: WARNING: -d requires "==" instead of "=". Option will be treated as "udp.port==9996,cflow" Running as user "root" and group "root". This could be dangerous. Capturing on eth0 1 packet captured Cisco NetFlow/IPFIX Version: 9 Count: 20 SysUptime: 689909010 Timestamp: Jan 16, 1970 04:01:51.000000000 +07 CurrentSecs: 1285311 FlowSequence: 6623195 SourceId: 0 FlowSet 1 FlowSet Id: (Data) (256) FlowSet Length: 1384
- Если трафик дошел до traf_reporter, в netfow корректное время, проверьте попал ли трафик в БД /var/db/buff_traf.gdb
sqlexec /var/db/buff_traf.gdb "select count(*) from traffic where user_ip=174325762"
Узнать IP в десятичном формате можно в основной БД: sqlexec "select uf_ip2string(ip),ip from users where abonent_id=1234"
Где 1234 - ID абонента (можно посмотреть в адресной строке браузера, открыв карточку абонента)
- Если в buff_traf.gdb есть данные по трафику абонента, проверьте нет ли ошибок обработки:
sqlexec /var/db/buff_traf.gdb "select count(*) from traffic where user_ip=174325762 and error_code_id>=1"
Ошибки обработки трафика описаны в статье "Описание структуры базы buff_traf.gdb" под заголовком "Коды ошибок с описанием"
Что делать если ничего не помогло
В первую очередь, попробуйте еще раз пройти по все шагам. Точно выполняйте инструкции на каждом пункте это важно!
Если указанные в статье действия не помогли, включите уровень логирования коллектора INFO и выполните скрипт диагностики:
/app/base/usr/local/bin/billing_check.sh &> billing_check.log
и приложите его к заявке на портале HelpDesk